Реверс электродвигателя – это изменение направления движения механизма двигателя в обратную сторону от основного (например, механизм вращался по часовой стрелке, после реверса стал вращаться против нее).
В повседневной жизни мы встречаем очень много устройств, для работы которых постоянно или периодически используется система реверса.
Это, например, лифты, системы открывания и закрывания ворот, эскалаторы, насосы, бытовая техника и другие.
Реверс электродвигателя: для чего нужен и как его выполнить
В быту мы используем различные приборы
для выполнения конкретных задач. Иногда приходится под определенные нужды собирать новый инструмент самостоятельно или переделывать имеющийся, а для этого нужно знать, как заставить электродвигатель работать и, при необходимости, менять направление его вращения. Если есть техническая потребность, почти любой механизм можно заставить вращаться как в одну, так и в другую сторону.
Чтобы понять, как сделать реверс электродвигателя, необходимо сначала понять принцип его работы. Электродвигатель – это механизм, в котором вращение осуществляется за счет действия электромагнитных волн. В основе его работы две составляющие: ротор и статор. Вращается только ротор, импульс на него подается со статора. Мощность двигателя прямо пропорциональна его размерам. Различают двигатели коллекторного и асинхронного типа.
Двигатели коллекторного типа по-другому называют короткозамкнутыми. Основной элемент такого двигателя — коллектор, который состоит из трапециевидных пластинок, расположенных по кругу. Коллектор нужен, чтобы для переключать обмотки статора, а также используется в качестве датчика для определения положения ротора. В двигателях коллекторного типа питание подается на ротор через графитовые щетки, которые касаются пластинок коллектора. При этом появляются магнитные волны, благодаря которым возникает электродвижущая сила (ЭДС). Двигатели коллекторного типа являются однофазными, и считаются универсальными, так как могут работать как от постоянного, так и от переменного тока.
Реверс коллекторного типа
выполняется следующим способом: необходимо поменять местами графитовые щетки коллектора либо концы обмотки статора, идущие к ним. Тогда магнитное поле статора поменяет направление, а в роторе оно останется прежним. Под действием магнитных волн ротор начнет замедляться до полной остановки, а затем начнет двигаться в обратном направлении, произойдет реверс.
Асинхронные двигатели работают иначе. Вращение осуществляется за счет магнитного поля и индукции. От блока питания на неподвижные обмотки статора подается напряжение. Вследствие этого в нем возникают электромагнитные волны.
При переменном напряжении магнитное поле нестабильно и имеет колебания, так же есть небольшая воздушная прослойка между ротором и статором. Благодаря совокупности этих факторов происходит беспрепятственное смещение ротора. Магнитные волны из обмоток статора воздействуют на обмотки ротора, создавая напряжение.
В связи с этим возникает ЭДС. Благодаря ЭДС магнитные волны в роторе приобретают направление, противоположное этим волнам в статоре, поэтому двигатель и называется асинхронным. Большинство асинхронных двигателей являются трехфазными и работают от сети 380 В. Их можно преобразовать для работы от сети 220 В с помощью дополнительных компонентов.
НА ЗАМЕТКУ! Однофазная сеть – та, в которой для электропитания используются два провода – фазный и нулевой (иногда может быть третий провод – заземление). Напряжение в такой сети 220 В. Используется для обеспечения электричеством жилых домов и прочих сооружений, не требующих высоких мощностей.
Трехфазные сети содержат 4-6 проводов – три фазных и 1-3 провода заземления. В таких сетях напряжение составляет 380 В. Используются чаще всего для крупных предприятий, заводов и техники высокой мощности, для обеспечения бесперебойной работы которых требуется большое напряжение. |
Для реверса асинхронного двигателя
необходимо поменять местами 2 из 3 фаз обмотки статора. Сделать это чуть сложнее, чем с двигателем коллекторного типа, понадобятся дополнительные элементы. В-первую очередь нужен вводной автомат, через который будет подаваться трехфазное напряжение на сеть.
Также будут необходимы два магнитных пускателя, через которые будет подаваться питание на статор. Дополнительно понадобится трехкнопочная панель, у которой два контакта будут нормально разомкнуты (кнопки «Вперед» и «Реверс»), а один нормально замкнут (кнопка «Стоп»).
Схемы сбора цепи для реверса можно легко найти на просторах интернета. Контакт кнопки «Вперед» с первым магнитным пускателем и контакт кнопки «Реверс» со вторым магнитным пускателем соединяются параллельно, к остальной цепи они подключаются последовательно.
При включении вводного автомата ток поступит на трехкнопочную панель. После включение кнопки «Вперед» ток пойдет через первый магнитный пускатель и двигатель будет вращаться в одну сторону.
Кнопка «Реверс» при этом будет заблокирована от случайно включения, так как нормально замкнутые контакты разомкнутся. Далее кнопкой «Стоп» или снятием напряжения с цепи можно отключить первый магнитный пускатель и нажать кнопку «Реверс».
В результате первая и третья фазы поменяются местами, ток пойдет через второй магнитный пускатель и двигатель начнется вращаться в другую сторону. Кнопка «Вперед» при этом заблокируется, так как ее контакты разомкнутся. В такой системе невозможна одновременная работа кнопок «Вперед» и «Реверс», благодаря чему исключено возникновение сбоя в цепи.
Итоги
Знания о том, как сделать реверс могут пригодиться при ремонте или адаптации под новые условия почти всего, что работает на электричестве и встречается в доме каждого человека: швейных и стиральных машин, дрелей, аудиопроигрывателей и даже детских игрушек.
Сделать реверс электродвигателя в целом несложно, если иметь перед глазами схему, последовательно и внимательно ее собрать и запустить. Однако важно помнить, что при ремонте или переделке техники необходимо отключать ее от источника тока, снимать электрическое напряжение, а также производить все работы с использованием специальных инструментов с изоляцией.