Главная заземляющая шина: для чего нужна, конструктивные особенности и монтаж

Одним из действий, которые обеспечивают безопасность эксплуатационного процесса электрических цепей, является заземление электрических установок и оборудование внутри производственных и жилых постройках.

При совместном применении специализированных заземляющих устройств, а также автоматических приборов защитного отключения сильно уменьшается вероятность травматизма и внезапного возгорания из-за такого процесса, как короткое замыкание.

Такая система включает в себя много самых разных элементов, в составе которых есть заземляющая шина или ГВЗ (т.е. главная заземляющая шина). Ее устанавливают внутри устройства ввода на специализированной планке, а еще будет обеспечивать защиту объекта, который подключен к такой линии.

Для чего требуется заземляющая шина

Классическая заземляющая схема выполнена из определенного набора деталей из металла и элементов, которые способны обеспечивать надежный контакт с землей корпуса подключенных электрических установок. В нее входят такие составные элементы:

  • Металлический заземляющий контур.
  • Заземляющий провод внутри электропроводки локальной сети.
  • Отводы от установочных корпусов, которые находятся под напряжением.
  • Заземляющая шина ГЗШ.

Крайне важной функцией рейки заземления является создание на объектом входе специализированной зоны с потенциалом, который равен нулю относительно землю. К ней и производят подключение электрического оборудования, которое нуждается в заземлении и работает в пределах объекта. Обычно на главной шине для заземления собирают проводники, которые подключены к определенным элементам конструкции:

  • Главный заземляющий контур.
  • Металлические корпуса и трубопроводы для электрического оборудования.
  • Система защиты от молний, то есть молниеотвод.

К такой шине производится подключение достаточно популярного проводника типа РЕN, который является составным кабельным элементом и подает электропитание. В таком виде кабеля совмещаются защитный проводник и рабочий нулевой. Для обоих видов кабелей на ГЗШ рейке имеются специальные места для подключения каждого из них, оснащенные личным креплением. Такое разделение потребителем даст возможность производить повторное заземление, которое предотвращает поражение электрическом током при обрыве проводника РЕN. Такая схема подключения предусматривается лишь для электрических сетей, которые запитаны от трансформаторов, в которых нейтраль глухо заземлена.

Главная заземляющая шина: конструктивные особенности и монтаж

Рейка и ее конструктивные особенности

Структура и устройство главной заземляющей шины будет напрямую зависеть от ее дальнейшего размещения. Если для монтажа применяется вводное устройство, то в таком случае оптимальным вариантом будет использование РЕ шины, которая разработана специально для этих целей. Она будет непосредственно контактировать с корпусом ВРУ шкафа, который изготовлен из металла. В ином случае основная заземляющая шина будет установлена за пределами устройства ввода, около него, т.е. в самом доступном и открытом месте, которое удобно для обслуживания и ремонтных работ мастерами.

Проникновение посторонних людей к рейкам, которые размещены открытым методом, ограничивается посредством размещения общей конструкции в особом ящике, который надежно запирается на замок. На дверце обязательно должен быть предупредительный знак. В соответствии с нормативной документацией для производства основной заземляющей шины следует использовать материал из меди или стали с установленными габаритами. В случае наружного монтажа размеры следует выбрать таким образом, чтобы в конструкции можно было разместить требуемое число отверстий для контактов болтовых соединений. Например, типичное заводское изделие модели ХХ-УХЛ4 ТВС имеет строго нормированные габариты ширины и толщины рейки – 0.3*3, 0.3*4 и 0.4*4 см. Длину рассчитывают по установленному количеству отверстий для закрепления проводников – 20, 15 или 10 штук.

Проникновение посторонних людей к рейкам

Важно помнить о том, что полосы для реек, изготовленные из алюминия, не делают, а выполненные вручную варианты не допустимы к эксплуатационному процессу. Кроме того, основная шина для заземления с определенными габаритами должна иметь габариты не меньше сечения шины типа РЕ, которую применяют в пределах электрощита. Конструктивно рейки делают с расчетом на то, чтобы к ним можно было в любое время подключать дополнительные кабели с применением простейших инструментов. Если на объекте требуется пользоваться несколькими типам вводов, то главная заземляющая шина будет установлена в каждом из таких мест. Единовременно с этим появляется реечное соединение, которое подключают к потенциальным уравнителям.

Выбор места установки главной шины

Есть некоторые требования к главной заземляющей шине. Исходя из определенных условий, такая шина для заземления устанавливаются в самых удобных участках. Довольно часто для этого используют столбы, от которых линия электросети подводите на ведущее вводно-распределительное устройство. На таких столбах изредка устанавливают дополнительное вводно-распределительное устройство, которое дает возможность подключать рейку для заземления.

В таком случае у нее должен быть контакт с основной планкой, которая установлена в главном щитке. При задействовании столба важно производить действия по вторичному заземлению РЕN кабеля. Для этого из него выделяют индивидуальную РЕ планку. Она обязательно должна иметь электрическое соединение с дополнительным заземляющим контуром, который устанавливают поблизости от столба. Самым лучшим вариантом стал шкаф вводно-распределительного устройства, который размещают на фасаде строения в специально отведенном месте. На промышленных производственных объектах такие шкафы обычно устанавливают в особых помещениях, которые являются оборудованными щитовыми.

Важно помнить о том, что полосы для реек, изготовленные из алюминия

Шина внутри щитка для заземления должна быть закреплена на своем месте обычными болтами. Для того, чтобы обеспечивать контактирование с нулевой планкой, применяют стальную или медную перемычку. Показатели размеров шины должны в полной мере соответствовать габаритам сечения проводников заземления и нуля. Непосредственно на планке такие проводники могут быть расположены где угодно, вне зависимости друг от друга. Следует не забывать, что основная заземляющая шина из меди должна иметь сечение минимум 10 квадратных мм. Аналогичный показатель для пластины из стали составляет 75 квадратных мм. При отсутствии шкафа монтаж заземляющего устройства следует производить в тех местах, где исключен посторонний доступ или какое-либо несанкционированное вмешательство. В основном это твердые плоские поверхности, где рейка непосредственно размещена и закреплена на изоляторах. Подключение конструкции в целом к системе заземления производится посредством провода из меди, сечение которого рассчитывают предварительно. Если требуется, то отдельные элементы шины следует соединить между собой сварочным методом. Как итог, получится не просто высокий уровень проводимости, но и надежные высокопрочные скрепления всех элементов в целом.

Как правильно произвести монтаж заземляющей шины

Когда вы определитесь с сечением главной заземляющей шины, то стоит вспомнить о том, что стандартная рейка выполнена в виде пластины из меди. В ней проделаны отверстия для болтовых соединений для дальнейшей фиксации наконечников кабелей. Габариты планки могут быть самыми разными из выбирают в соответствии с габаритами шкафа. Более того, важно учесть и число элементов, которые важно заземлять. Кабели от каждого из них скрепляют с шиной. Сам же крепеж болтового типа имеет разный диаметр, что дает возможность работать с любыми габаритами наконечников и кабелей. Чтобы закрепить на корпусе из металла планке, применяют специальные болты с заизолированными подставками, которые не нарушают электрической контакт между планкой и щитом. Такую конструкцию размещают горизонтально, обязательно в нижней части вводно-распределительного прибора.

Такое размещение делает удобным процесс дальнейшей заводки и прикручивание заземляющих проводников. Детали для изоляции болтов будут создавать зазор между противолежащей стенкой шкафа и рейкой. Благодаря этому болты со второй стороны можно закрепить и удерживать простым гаечным ключом, а провода со специальными наконечниками надежно затянуть. Еще до установки все жилы помечают маркировкой, а после наконечники опрессовывают. Далее нужно составить схему соединения кабелей и приклеить на внутренней части дверцы. В будущем будет ясно, с какого конкретно оборудования и на какие клеммы подведены те или иные заземляющие линии. Вначале стоит закрепить кабель, который подключен для главного контура строения. После этого в порядке очереди подключение заземление кожухов оборудования и механизмов, всевозможных конструкций, вентиляционных систем, труб и пр. Это равномерное размещение дает возможность оптимально распределять потенциал, который влияет на грамотное срабатывание защитных автоматических устройств.

Иногда основную рейку для заземления неправильно сравнивают с шиной типа РЕN, которая предназначена для подключения линий, которые заземляют осветительную, розеточную и остальные группы электрической проводки. Невзирая на всевозможные функции, оба конструкции все же будут контактировать друг с другом, скрепленные одним общим кабелем. При подключении обязательно учтите схематическую специфику TN-C-S и TN-C. В таких схемах провод для заземления иногда и вовсе отсутствует или на определенных отрезках его роль выполняет нулевой проводник. При таком условии допустимо применение РЕN рейки в виде основной заземляющей шины, куда заводят не только контурные проводники, но и заземления остальных групп проводок, которые есть в здании. Как итог, нейтраль и шина будут соединения между собой.

Оцените статью
Ielectrica.ru- Портал про электрику
Добавить комментарий